Пн-Пт, 9:00-18:00 +7 495 989-47-25

Зона санитарной охраны питьевого водоснабжения г. Москвы

Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных с установлением и оспариванием границ зон санитарной охраны питьевого водоснабжения Москвы, затрагивающих участки в Московской области.

Осуществляем:

  • судебное оспаривание вхождения участка в границы ЗСО питьевого водоснабжения;
  • организацию проведения экспертиз (судебных и внесудебных) на предмет восхождения участка в ЗСО;
  • предварительную проверку участка на предмет вхождения в ЗСО и по иным градостроительным ограничениям;

Зона санитарной охраны питьевого водоснабжения г. Москвы является специфическим ограничением для участков расположенных вблизи водных объектов, используемых для водоснабжения Москвы.

А такие участки, по совместительству, часто являются весьма коммерчески привлекательными среди иной загородной недвижимости.

В свою очередь вхождение участка в ЗСО препятствует приватизации участка и существенно ограничивает строительство на нём.

При этом, отсутствие чётко установленных границ данной зоны. провоцирует «творческий подход» при включении в неё областными чиновники отдельных участков. В том числе по которым ранее вопрос о вхождении в ЗСО казался закрытым

Мы — одни из немногих, кто имеет реальный опыт оспаривания вхождения участка в ЗСО Москвы в судебном порядке. В том числе опыт работы с экспертами, также весьма немногочисленными, практикующими в данной сфере.

Например, в нашей практике есть успешные споры об установлении верхних и боковых границ ЗСО применительно к конкретным участкам и акваториям.

Именно успешно проведённый спор в суде позволит закрыть навсегда и для всех возможных инстанций вопрос о вхождении участка в границы ЗСО.

Так мы готовы оспорить в судебном порядке отказы в выкупе участков, выдаче разрешений на строительство и т.д в связи с нахождением участков в ЗСО, градостроительные планы участков, договоры аренды земли, иные документы, содержащие упоминание о ЗСО

При необходимости — поможем инициировать судебный спор и в ситуации, когда нужно «на опережение» разрешать вопрос о вхождении участка в ЗСО.

При этом, незавсиимо от формального предмета спора — вывод суда о том, что участок не находится в ЗСО будет обязателен для всех государственных и муниципальных органов.

Почему так сложно определить, какие участки входят в ЗСО?

Просто взять и определить, где находится граница ЗСО питьевого водоснабжения Москвы нельзя по двум причинам:

  • есть неопределенность относительно применимых нормативных актов; 
  • имеющиеся нормативные акты не отличаются необходимой конкретизацией.

Так в Москве и Московской области действует совместное постановление Правительства Москвы и Правительства МО от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44 Которым установлено что границы ЗСО определяются Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17 апреля 1980 г. N 500-1143 «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП».

А все остальные акты советского периода по этому вопросу применяться не должны. В свою очередь Решением от 17 апреля 1980 г. N 500-1143 ЗСО установлена только в границах нескольких округов, наиболее близких к Москве (синий цвет на карте). Дальнее Подмосковье данный акт не затрагивает.

Но не всё так просто. На практике должностными лицами продолжает применяться СП 2.1.4.2625-10. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы.(утвержден на федеральном уровне — Главным санитарным врачом), которым ЗСО установлена на существенно большей территории. А также не забыли они и о таких реликтах как постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР от 4 сентября 1940 г. N 696 " и от 23 мая 1941 г. N 355 "О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения", постановление Совета Министров РСФСР от 13 марта 1952 г.., несмотря на то, что прекращение их действия прямо оговорено от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44. Ориентировочные границы ЗСО на основании этих актов отмечены на карте красной штриховкой .

При этом ни один из указанных актов не содержит границ ЗСО в сколько-нибудь чётком виде (границы ЗСО на карте ниже ориентировочные).

Так в Решении от 17 апреля 1980 г. N 500-1143 и более ранних советских актах границы указаны с точностью до населённого пункта (не все из которых сейчас существуют) и землепользований колхозов (которые тем более не актуальны).

В свою очередь в СП 2.1.4.2625-10 границы определяются расчётным путём. На основании данного акта должен был разрабатываться проект границ ЗСО с конкретными координатами, но до настоящего момента он так и не разработан.

Зона санитарной охраны питьевого водоснабжения Москвы

Кроме того, на практике нередко должностные лица все сомнения трактуют не в пользу землепользователя. В связи чем возникает вопрос о вхождении в ЗСО участков, которые не попадают туда ни по одному из нормативны актов.

В том числе претензии контролирующих органов нередко предъявляются к уже построенным объектам при наличии зарегистрированных прав на землю и необходимого комплекта документов на строительство. А значит в тот момент, когда собственник уже понес соответствующие расходы.

На каких водных объектах установлена ЗСО?

Зона санитарной охраны (ЗСО) питьевого водоснабжения г. Москвы охватывает берега рек, каналов и водохранилищ, в значительной части Московской области и даже в отдельных районах Тверской и Смоленской. Для данных участков устанавливаются существенные ограничения как в части оборота, так и в осуществлении застройки и иного использования.

То есть ЗСО устанавливается вокруг водоёмов, находящихся в «престижных» западных и северных районах Московской области. И охватывает земли на берегах водоёмов, а следовательно - привлекательные с точки зрения строительства жилья и объектов отдыха и т.д.

А именно, в соответствии с СП 2.1.4.2625-10 к источникам водоснабжения г. Москвы отнесены:

  • река Москва выше по течению от города (в т.ч. Можайское водохранилище), её притоки и водохранилища на них (реки Истра, Руза и Озерна с одноимёнными водохранилищами, и др.);
  • Канал им. Москвы с водохранилищами на нем и притоками (Клязьма, Уча и др.).
  • Вазузская гидротехническая система (Верхнерузское водохранилище, реки Вазуза и Гжать, каналы).

Тогда как совместное постановление Правительства Москвы и Правительства МО от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44, Решение от 17 апреля 1980 г. N 500-1143 предусматривает наличие ЗСО только на участке канала им. Москвы с водохранилищами на нём и на участки Москвы-реки непосредственно перед городом.

Как опередить вхождение конкретного участка в ЗСО?

Зона санитарной охраны состоит из двух поясов, первый из которых устанавливается в непосредственной близости от водозаборов и плотин гидроузлов. Наибольшие практические проблемы связаны со вторым поясом ЗСО, который, в отличие от первого, охватывает весьма значительные территории.

А именно, в соответствии с СП 2.1.4.2625-10 данный пояс устанавливается вдоль основных водотоков рек и каналов, на которых оборудованы водозаборы или гидроузлы, а также их притоков первого порядка (т.е. непосредственно впадающих в основной водоток).

При этом:

  • верхняя граница ЗСО устанавливается выше по течению от водозабора или гидроузла на таком расстоянии, чтобы время пробега воды до гидроузла было не менее 5 суток;
  • боковые границы устанавливаются:
    - при равнинном рельефе местности - не менее 500 м от уреза воды;
    - при холмистом рельефе местности - по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.

Что касается Решения от 17 апреля 1980 г. N 500-1143 и иных актов советского периода - содержащееся в них описание границ ЗСО также не является конкретным – они указаны с точностью лишь до населенного пункта, существовавших на момент их принятия землепользований и т.д.

При этом даже если границы ЗСО отмечены на Генплане или ПЗЗ, эти документы в соответствующей части не имеют юридической силы, носят лишь справочный характер, поскольку установление границ ЗСО не относится к компетенции муниципалитетов.

Чтобы определить вхождение конкретного земельного участка в ЗСО в соответствии с СП 2.1.4.2625-10, необходимо:

  • рассчитать время пятидневного пробега воды до гидроузла (с учётом сезонных колебаний скорости течения). Единая методика для такого расчета отсутствует.
  • при холмистом рельефе местности (а установленного разграничения межу холмистыми и пологими берегами тоже нет!) – определить границу первого склона.

Соответственно, данные вопросы на практике разрешаются в рамках экспертизы.

При этом с учетом отсутствия утвержденных методик для расчёта скорости пробега воды, разграничения холмистых и пологих берегов и т.д. результат экспертизы во многом зависит от компетенции конкретного эксперта, применимых им методик и подходов.

Зона санитарной охраны питьевого водоснабжения Москвы

Мы имеем опыт успешного представления интересов по делам о вхождении участка в границы ЗСО, по которым назначалась судебная экспертиза. Готовы предложить кандидатуры компетентных в данном вопросе экспертов для проведения судебной экспертизы или подготовки внесудебного заключения.

Так, в ряде случаев, можно обосновать, что участок, расположенный ближе 500 м. к воде и с небольшим уклоном в сторону реки, находится всё же за границей первого склона (особенно если ближе к воде уклон боле крутой).

А применительно к участкам на берегах водохранилищ можно обосновать, что в связи с практически отсутствующим в них течением в ЗСО попадет лишь небольшая часть берегов водохранилища около самой плотины.

Верхняя граница ЗСО

Какие ограничения установлены для участков в ЗСО?

Участки, расположенные в ЗСО источников питьевого водоснабжения, не могут предоставляться в частную собственность (данный запрет действует с 2007 г.). Соответственно, договор купли-продажи такого участка из государственной или муниципальной собственности в частную может быть оспорен. В данном случае применяются общие положения об исковой давности, эстоппеле и т.д.

При этом если участок ранее уже предоставлен в частную собственность – его перепродажа от одного собственника к другому не ограничивается.

Участки в ЗСО, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в аренду в общем порядке. В том числе допускается предоставление участков под капитальное строительство.

Действующие санитарные правила устанавливают ряд ограничений на строительство и хозяйственную деятельность в ЗСО.

Так в пером поясе ЗСО запрещена любая деятельность, не связанная с эксплуатацией объектов водоснабжения

Во втором поясе также установлен ряд достаточно серьёзных ограничений, в том числе:

  • в пределах 100 м. от уреза воды запрещается размещение капитальных объектов в т.ч. ИЖС, дачных участков, капитальных объектов рекреационного назначения и др.;
  • устанавливаются повышенные требования к системам канализации и очистке сточных вод. В том числе для объектов с центрованным водоснабжением является обязательным подключение к канализации (исключается применение автономных систем). Данный пункт означает фактический запрет строительства ИЖС и дач в населённых пунктах и их частях, не имеющих централизованной канализации.
  • устанавливаются ограничения на размещение ряда категорий потенциально опасных для источника водоснабжения производственных, складских и сельскохозяйственных объектов;
  • устанавливаются ограничения для организаций отдыха по количеству отдыхающих на гектар территории;

Таким образом, участки в ЗСО могут с рядом ограничений и дополнительных обременений, использоваться для дачной и коттеджной застройки размещения объектов отдыха и т.д. В то же время существенно снижается коммерческая привлекательность проектов на таких участках, что не всегда может быть компенсировано плюсами от красивого вида на воду.

По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефону: +7 495 989-47-25 или по e-mail: margolin@2m.ru

Юридические услуги