Установление зон охраны объектов культурного наследия

Правовой центр «Два М» оказывает услуги по сопровождению процедуры установления зон охраны объектов культурного наследия.


Режимы зон охраны ОКН нередко накладывают существенные ограничения на градостроительную и иную хозяйственную деятельность в их границах, в связи с чем, вопросы установления зон охраны ОКН и определения перечня ограничений принципиально важны для правообладателей участков, включенных в такие зоны.

Зачастую использование земельного участка для запланированных целей (застройка, реконструкция) требует изменения (уменьшения) границ зоны ОКН, в которую включен участок, или установления более мягкого режима охраны (в частности, замены защитной зоны на зону охраны ОКН и т. д.). При этом правила установления зон охраны ОКН оставляют возможность для усмотрения в зависимости от ситуации.

Проект зон охраны объектов культурного наследия

Установление зон охраны объектов культурного наследия (равно как и их изменение) осуществляется на основании проекта зон охраны ОКН.

Проект зон охраны ОКН представляет собой текстовые и графические материалы, содержащие описание границ проектируемых зон (охранной зоны, зоны регулирования и застройки, зоны охраняемого природного ландшафта), а также проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах указанных зон.

Основой для разработки проекта зон охраны ОКН служат материалы историко-культурных исследований (историко-культурный опорный план населенного пункта, материалы ранее разработанных проектов и т. д.). При этом в них может обосновываться необходимость разработки проекта зоны охраны в отношении одного объекта культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны ОКН.

Сколько-нибудь четких критериев по установлению перечня зон охраны, их границ и режима нет. Они определяются в процессе проектирования специалистами (архитекторами, искусствоведами и т. д.) исходя из общих принципов: сохранения объекта культурного наследия, обеспечения его визуального восприятия, сохранения или восстановления вокруг объекта аутентичного или, как минимум, резко не конфликтующего с ним окружения.

Очевидно, что данные критерии допускают достаточно широкие пределы для усмотрения в зависимости от компетенции и подхода конкретного специалиста. Принципиальное значение имеет и позиция должностных лиц органов по охране культурного наследия при установлении зон охраны.

Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия осуществляется по инициативе физических и юридических лиц, органов местного самоуправления, собственников или пользователей ОКН, а также правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны ОКН.

Например, интерес владельцев участков, попавших в защитную зону ОКН, как правило, сводится к установлению вокруг объекта культурного наследия зон охраны (вместо защитной зоны), поскольку их границы и режим в большинстве случаев мягче, чем режим защитной зоны ОКН. Для органов охраны культурного наследия, напротив, проще максимально долго сохранять режим защитной зоны.

Юристы «Два М» помогут разобраться в вопросах, связанных с зоной охраны объектов культурного наследия

Правовой центр «Два М» имеет большой опыт в решении практических задач, связанных с вопросами реализации деятельности в границах объектов культурного наследия.

Специализация на вопросах земельного права, недвижимости и строительства позволяет сконцентрироваться на развитии компетенции юристов именно в этой сфере. В результате, многие правовые позиции, которые удалось отстоять в суде юристам «Два М», становятся практикой, на которую ориентируются суды по другим спорам.

Юристы Правового центра помогут:

  • оценить в рамках градостроительного аудита текущую ситуацию с обременением участка зонами охраны объекта культурного наследия, перспективы установления или изменения границ таких зон; 
  • установить и изменить (уменьшить) границы зон охраны объектов культурного наследия, а также организовать и сопровождать изыскательские, проектные работы и экспертизы в области охраны объектов культурного наследия.

Историко-культурная экспертиза проекта зон охраны ОКН

Проведение государственной историко-культурной экспертизы является обязательным этапом установления (изменения) зон охраны объектов культурного наследия. Она определяет соответствие проекта нормативам и требованиям охраны ОКН, необходимые режимы использования земель и градостроительного регламента в границах зоны охраны ОКН.

Порядок проведения экспертизы, а также требования к кандидатурам экспертов установлены Правительством РФ.

В зависимости от категории и вида объекта экспертиза проводится одним экспертом либо экспертной комиссией в составе трех и более экспертов. При этом имеющиеся довольно «размытые» критерии по установлению зон охраны ОКН, их границ и режима допускают достаточно широкие пределы для усмотрения в зависимости от компетенции и подхода конкретного специалиста.

В заключении экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы:

  • об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение) включения объекта культурного наследия в реестр;
  • о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) требованиям законодательства РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны ОКН.


Заключение историко-культурной экспертизы представляется наряду с другими обосновывающими материалами в соответствующий орган, уполномоченный на утверждение границ зон охраны ОКН.

Утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия

Утверждение границ зон охраны ОКН, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон осуществляется:

  • в отношении зон охраны ОКН федерального значения, признанного особо ценным ОКН народов РФ или включенного в Список всемирного наследия - Минкультуры РФ по согласованию с Минстроем РФ при наличии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы и заключения соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области государственной охраны ОКН;
  • в отношении зон охраны ОКН федерального значения (за исключением выше указанного ОКН) - органом государственной власти субъекта РФ по согласованию с Минкультуры РФ;
  • в отношении зон охраны ОКН регионального или местного значения - органом государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, на территории которого расположен данный ОКН.


При этом границы зон охраны ОКН могут не совпадать с границами территориальных зон ОКН и границами земельных участков.

После утверждения границ зоны охраны ОКН соответствующее решение направляется в орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположены указанные зоны, для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. Также решение направляется в Минкультуры РФ.

Внесение сведений в реестр ОКН и ЕГРН

Заключительным этапом установления зон охраны ОКН является внесение сведений о такой зоне в Единый государственный реестр ОКН, а также в ЕГРН.

В соответствии с новыми требованиями, зоны охраны ОКН считаются установленными с момента внесения границ таких зон с их графическим описанием и перечнем координат характерных точек этих границ в ЕГРН.

Однако данное правило не распространяется на зоны охраны ОКН, установленные (возникшие) до 1 января 2026 г. В отношении зон охраны ОКН (равно как и защитных зон ОКН), возникших до указанной даты, действует переходный период, в течение которого они будут признаваться существующими и при отсутствии сведений о них в ЕГРН.

Для бесплатного предварительного анализа вопросов, связанных с зоной охраны объектов культурного наследия, укажите в форме ниже кадастровый номер или адрес объекта. Также с нами можно связаться по WhatsApp.

Для получения бесплатной консультации позвоните нам по телефону +7 (495) 989 47 25,
напишите в WhatsApp, на 2m@2m.ru или заполните форму