Правовой центр «Два М» оказывает юридическое сопровождение процедуры установления санитарно-защитных зон.
Порядок установления санитарно-защитных зон имеет специфику, обусловленную целями обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками вредного воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Поскольку режим санитарно-защитных зон (равно как и многих других зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ)) накладывает существенные ограничения на строительную и иную хозяйственную деятельность в их границах, вопросы установления (изменения) СЗЗ и определения перечня ограничений принципиально важны для правообладателей участков, включенных в такие зоны.
Также вопрос установления СЗЗ актуален для владельцев (застройщиков) производственных предприятий и иных объектов, являющихся источниками вредного воздействия, учитывая, что разрешение этого вопроса определяет саму возможность строительства (продолжения эксплуатации) объектов на соответствующем месте и объем расходов, связанный с компенсацией убытков владельцам смежных участков.
При этом правила установления санитарно-защитных зон оставляют возможность для усмотрения в зависимости от ситуации.
Ранее законодательством было предусмотрено два способа определения размера СЗЗ: в соответствии с указанными в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 нормативными размерами для различного рода объектов (по степени вредности для человека) (нормативная или ориентировочная СЗЗ) либо на основании проекта СЗЗ, разрабатываемого правообладателем объекта, в связи с которым подлежит установлению СЗЗ.
При этом в последнем случае изначально на основании проекта СЗЗ устанавливалась расчётная (предварительная) СЗЗ, а в дальнейшем по результатам наблюдений и измерений утверждалась установленная (окончательная) СЗЗ. Разработка проекта СЗЗ для объектов I–III классов опасности являлась обязательной.
С утверждением Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 Правил регулирование в данной части существенно изменилось. Однако ввиду наличия переходного периода вступления в силу новых норм о ЗОУИТ гарантии в настоящее время не действуют в полном объёме, и до 2026 г. могут продолжать существовать нормативные и расчётные СЗЗ, введённые просто по классификации СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 без проекта.
Правовой центр «Два М» имеет большой опыт в решении практических задач, связанных, в том числе с вопросами установления СЗЗ.
Специализация на вопросах земельного права, недвижимости и строительства позволяет сконцентрироваться на развитии компетенции юристов именно в этой сфере. В результате, многие правовые позиции, которые удалось отстоять в суде юристам «Два М», становятся практикой, на которую ориентируются суды по другим спорам.
Наши специалисты помогут вам:
Установление после вступления в силу Правил нормативных (ориентировочных) СЗЗ в соответствии с размерами, указанными в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, без разработки проекта СЗЗ не предусмотрено.
На данный момент процедура установления СЗЗ включает в себя следующие этапы:
1. При планировании строительства/реконструкции объекта застройщик до направления заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении/изменении СЗЗ с приложением:
Вместе с тем, стоит отметить, что с 1 января 2025 года вступил в силу Федеральный закон № 485-ФЗ, который упразднил обязанность застройщиков устанавливать СЗЗ до получения разрешения на строительство. Теперь отсутствие решения об установлении зоны не является основанием для отказа в выдаче разрешения. Данное положение прямо закреплено в п.13 ст.51 ГрК РФ.
Процесс утверждения СЗЗ теперь можно проводить в течение всего срока строительства, но не позднее 1 января 2028 года.
2. В течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение об установлении/изменении СЗЗ, к которому прилагаются сведения о границах такой зоны (либо направляет заявителю уведомление об отказе в принятии соответствующего решения с мотивированным обоснованием);
3. Результатом процедуры установления СЗЗ является решение Роспотребнадзора. Копия такого решения направляется Роспотребнадзором в Росреестр. Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о ней в ЕГРН.
4. В срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию объекта, в отношении которого установлен СЗЗ, правообладатель такого объекта обязан обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае, если выявится необходимость изменения СЗЗ представить в уполномоченный орган заявление об изменении СЗЗ.
Санитарно-защитная зона устанавливается (изменяется) на основании проекта, подготовленного специализированной организацией и прошедшего экспертизу.
В проекте санитарно-защитной зоны определяются:
В настоящее время значительная часть санитарно-защитных зон в Москве и Московской области не установлена в надлежащем порядке, а определена расчетным способом.
В соответствии с текущим регулированием, с 01.01.2026 г. ранее определенные ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают свое существование, при этом у собственников загрязняющих объектов, в отношении которых установлены такие СЗЗ, есть обязанность обратиться с заявлением об установлении СЗЗ в утвержденном порядке (путем измерения показателей загрязнения) или с заявлением о прекращении существования СЗЗ.
Кроме того, закон предоставляет также право владельцам участков и строений, расположенных в границах ранее определенных «ориентировочных», расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, самостоятельно обратиться в уполномоченный орган с заявлением об установлении размера или о прекращении существования СЗЗ, если собственник объекта-загрязнителя не сделал это до них.
На практике это означает, что если раньше санитарно-защитные зоны давно введенных в эксплуатацию объектов нередко можно было «не замечать», в т. ч. при проектировании и строительстве рядом с ними, то теперь все такие зоны должны получить установленные границы, которые будут внесены в ЕГРН. После чего их нельзя будет игнорировать как при новом строительстве, так и при текущем использовании участков, которые в эти границы попадут. То есть, теоретически, наконец должна быть обеспечена определенность по данному вопросу.
В связи с этим существенно более актуальным становится вопрос обоснования границ СЗЗ эксплуатируемых объектов адекватно их текущему использованию и степени опасности для окружающей среды. А для выведенных из эксплуатации объектов – прекращения существования установленных для них ранее СЗЗ.
Для бесплатного предварительного анализа вопросов, связанных с СЗЗ, укажите в форме ниже кадастровый номер или адрес объекта. Также с нами можно связаться по WhatsApp.