Изменение и прекращение существования санитарно-защитной зоны

Правовой центр «Два М» оказывает юридическое содействие во внесении изменений в границы СЗЗ, а также сопровождает процедуры, направленные на прекращения существования санитарно-защитных зон.


При очевидной важности санитарно-защитных зон нередко они устанавливаются без должных оснований или в необоснованно большом размере. Также может потребоваться корректировка размера СЗЗ в связи с изменением параметров производства, технологической организации процесса выбросов вредных веществ.

Вопрос изменения (уменьшения)/прекращения санитарно-защитной зоны актуален как для владельцев объектов – загрязнителей, вокруг которых установлена СЗЗ, так и для правообладателей смежных земельных участков и объектов капитального строительства, попадающих в СЗЗ чужих объектов. Так, сокращение или исключение СЗЗ критически важно для участков с видами разрешенного использования, связанными с жилищной застройкой, образовательной и рекреационной деятельностью.

Юристы «Два М» помогут разобраться в вопросах, связанных с санитарно-защитными зонами 

Правовой центр «Два М» имеет большой опыт в решении практических задач, связанных с внесением изменений в границы СЗЗ и ее прекращения.

Специализация на вопросах земельного права, недвижимости и строительства позволяет сконцентрироваться на развитии компетенции юристов именно в этой сфере. В результате, многие правовые позиции, которые удалось отстоять в суде юристам «Два М», становятся практикой, на которую ориентируются суды по другим спорам.

Наши специалисты помогут вам:

  • оспорить вхождения участка в санитарно-защитную зону смежного объекта;
  • осуществить комплекс мероприятий, направленных на уменьшения размера санитарно-защитной зоны смежного объекта либо обоснованию необходимости прекращения существования СЗЗ;

Основания для прекращения или изменения (уменьшения) санитарно-защитной 

Изменить размеры СЗЗ или прекратить существования ранее установленной санитарно-защитной зоны возможно в случаях:

  • прекращение эксплуатации или ликвидация объекта, являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде;
  • перевооружение объекта, являющегося источником негативного воздействия, изменение применяемых на объекте технологий производства продукции;
  • изменение вида разрешенного использования или назначения объекта;
  • обоснование отсутствия негативного воздействия от осуществляемой на объекте деятельности.


Особенно это актуально с учетом того, что во многих случаях устаревшие нормативы не учитывают применение современных экологичных технологий, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду. Например, изменение санитарно-защитной зоны предприятия может быть обусловлено внедрением цикличных процессов производства, введением повторной переработки сырья с целью минимизации отходов, применением энергоэффективных методов и интенсификации производственных процессов и т. д.

При этом при отсутствии соответствующего заявления от правообладателя объекта, для которого установлена СЗЗ, заинтересованные лица, не являющиеся правообладателями таких объектов, вправе самостоятельно провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) и при наличии оснований для сокращения СЗЗ или прекращения ее существования представить в уполномоченный орган соответствующее заявление.

Порядок прекращения или изменения (уменьшения) санитарно-защитной

Для изменения границ СЗЗ или ее прекращения в Роспотребнадзор необходимо подать соответствующее заявление. 

К заявлению об изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:

  • проект изменения санитарно-защитной зоны (в случае внесения корректировки в ее границы);
  • результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и/или биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации) (в случае подачи заявления о прекращении СЗЗ;
  • экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта изменения СЗЗ либо экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений).

Уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление об изменении (уменьшении) СЗЗ или прекращении ее существования в срок не более 15 рабочих дней с даты его поступления и направить принятое решение заявителю, а также в Росреестр (для внесения в ЕГРН) и иные государственные органы власти.

В решении о прекращении существования санитарно-защитной зоны указываются сведения о прекращении существования СЗЗ, а также прекращении действия ограничений использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ.


Для бесплатного предварительного анализа вопросов, связанных с СЗЗ, укажите в форме ниже кадастровый номер или адрес объекта. Также с нами можно связаться по WhatsApp.

Для получения бесплатной консультации позвоните нам по телефону +7 (495) 989 47 25,
напишите в WhatsApp, на 2m@2m.ru или заполните форму