Снижение земельного налога

Центр «Два М» проводит правовую экспертизу возможности уменьшения нагрузки по земельному налогу.

Общие положения о земельном налоге закреплены в Налоговом кодексе, тогда как конкретные ставки земельного налога, льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, а также порядок уплаты земельного налога устанавливаются на местном уровне.

Земельный налог рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. В этой связи его оптимизация актуальна путем уменьшения кадастровой стоимости участка через процедуру исправления допущенных при ее определении методологических ошибок, внесудебное или судебное оспаривание либо путем установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.

Комплексный подход к снижению земельного налога

Системная оценка финансово-хозяйственной деятельности компании, а также стоящих перед владельцем задач по использованию земли и недвижимости, позволяет выявить не столь очевидные (как уменьшение кадастровой стоимости), но зачастую более эффективные способы снижения земельного налога, такие как:

  • изменение вида разрешенного использования (ВРИ) участка, в т. ч. его приведение в соответствие с действующим классификатором (некорректное установление ВРИ может приводить к завышению кадастровой стоимости участка и, соответственно, суммы зависящего от нее земельного налога);
  • обоснование отнесения участка к перечню земельных участков, исключенных из налогообложения земельным налогом;
  • обоснование отнесения участка к одной из льготных категорий, для которых предусмотрены сниженные ставки земельного налога;
  • раздел участка, на котором осуществляются различные виды деятельности, один из которых является льготным для целей расчета земельного налога, либо изменение границ участка, в частности, уменьшение его площади.

Плательщики земельного налога

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, которые обладают земельными участками на праве собственности, на праве бессрочного пользования, на праве пожизненного наследуемого владения.

В отношении участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (ПИФ), налогоплательщиками признаются управляющие компании.

Ставки земельного налога

На федеральном уровне установлены предельные ставки земельного налога, которые составляют:

0,3% — для земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства (за исключением участков под ИЖС, используемых в предпринимательской деятельности), ЛПХ, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, а также для ограниченных в обороте земельных участков, предоставленных в целях обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

1,5% — в отношении прочих земельных участков.

Таким образом, для большинства объектов коммерческого назначения предельная ставка земельного налога составляет 1,5% от кадастровой стоимости участка в год.

Представительными органами муниципальных образований и органами государственной власти городов федерального значения зачастую устанавливаются сниженные ставки земельного налога. Например, в Москве:

0,025% — в отношении участков, для ЛПХ, садоводства, огородничества;

0,1% — в отношении участков, предоставленных для жилищного строительства (за исключением участков под ИЖС, используемых в предпринимательской деятельности);

0,3% — в отношении участков, предоставленных и используемых для эксплуатации объектов спорта, в том числе спортивных сооружений.

В Московской области ставки земельного налога в большинстве случаев дублируют федеральные ставки, но встречаются исключения. Например, в городском округе Истра Московской области установлены сниженные ставки земельного налога для участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры (0,1%), участков для ИЖС, не используемых в предпринимательской деятельности (2%), а также участков для спорта (0,5%).

Льготы по земельному налогу

На федеральном уровне, а также в нормативно-правовых актах органов муниципальных образований и органов государственной власти городов федерального значения установлены различные льготы по земельному налогу.

Следует отметить, что предоставление льготы по земельному налогу не происходит автоматически, то есть для ее применения следует обратиться в уполномоченный налоговый орган и предоставить подтверждающие документы.

Московские льготы по земельному налогу

В г. Москве установлены льготы по земельному налогу как в виде полного освобождения от его уплаты, так и в виде уменьшения исчисленной суммы земельного налога.

В частности, от уплаты земельного налога в г. Москве освобождены владельцы участков (негосударственные некоммерческие организации), предоставленных и используемых для размещения объектов образования, здравоохранения, социального обеспечения и культуры, а также используемых в целях научной деятельности.

Сниженный размер земельного налога предусмотрен, в том числе, в следующих случаях:

0,7% от суммы налога — для участков, используемых в реализации инвестиционных приоритетных проектов города Москвы, а также для владельцев участков, занятых технопарками или индустриальными (промышленными) парками;

20% от суммы налога — для участков, занятых промышленными комплексами;

50% от суммы налога (на 2020-2023 гг.) — для участков, предоставленных для размещения спортивных сооружений, включающих футбольное (ледовое) поле и оборудованных зрительскими трибунами.

Льготы по земельному налогу в Московской области

Значительные льготы по земельному налогу в Московской области, как правило, установлены только в отношении муниципальных учреждений, бюджетных образовательных учреждений, а также социально незащищенных слоев населения.

В иных случаях встречается уменьшение суммы налога в среднем на 10-15%. Например, в Рузском районе Московской области сниженный размер земельного налога (90% от суммы налога) предусмотрен для участков, предназначенных для эксплуатации объектов спорта и спортивных сооружений, находящихся в собственности общественных организаций.

Для получения коммерческого предложения по оптимизации земельных платежей оставьте заявку с указанием кадастрового номера объекта.

Для получения квалифицированных юридических услуг вы можете воспользоваться любым удобным способом: позвонить по телефону +7 (495) 989 47 25, написать на 2m@2m.ru или заполнить форму