Пн-Пт, 9:00-18:00 +7 495 989-47-25

Санитарно-защитная зона

Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных с установлением и пересмотром границ санитарно-защитной зоны, а также по выявлению неуказанных в кадастре санитарно-защитных зон и иных зон особого использования территории применительно к земельному участку или зданию.

Представление интересов в суде
Подготовка юридических заключений
Представительство в уполномоченных органах
Взаимодействие с проектировщиками и экспертами

По вопросам:

  • анализа нахождения земельного участка в санитарно-защитной зоне и иных зонах с особыми условиями использования;
  • установления и уменьшения границ санитарно-защитной зоны;
  • прекращения существования санитарно-защитной зоны;
  • обоснования нахождения участка за пределами санитарно-защитной зоны;
  • оспаривания включения участка в санитарно-защитную зону;
  • возмещения убытков, связанных с включением участка в санитарно-защитную зону.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) устанавливается для действующих, планируемых к строительству, реконструируемых производственных и иных загрязняющих окружающую среду объектов в целях обеспечения безопасности населения при эксплуатации объектов, являющихся источниками негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

Так санитарно-защитные зоны устанавливаются для различных видов производств, объектов обслуживания автотранспорта, некоторых видов складов, объектов коммунальной инфраструктуры и т.д.

Нахождение земельного участка в СЗЗ может накладывать существенные ограничения на собственника или арендатора участка – вплоть до полной невозможности использования земли и недвижимости.

В случае планируемого размещения объектов, требующих установления СЗЗ (строительного, химического, металлургического и иного вида производства или предприятия), установление СЗЗ может создать дополнительные обязательства для собственника (застройщика) вплоть до выкупа земельных участков, попадающих в санитарно-защитную зону вокруг таких объектов.

Следует учесть, что обращение застройщика с заявлением об установлении или изменении СЗЗ является обязательным при планировании строительства или реконструкции объекта, являющегося источником негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

Действуя благоразумно и осмотрительно, собственнику (застройщику) следует собрать сведения обо всех ограничениях использования участка «на берегу», то есть еще до получения разрешения на строительство или реконструкцию объекта, чтобы не столкнуться впоследствии с проблемами, связанными с невозможностью эксплуатации объекта или претензиями владельцев соседних участков.

В течение года после ввода в эксплуатацию построенного или реконструированного объекта его правообладатель обязан также обеспечить проведение измерений атмосферного воздуха и, в случае изменений расчетных показателей, обратиться в Роспотребнадзор с заявлением об изменении СЗЗ.

Несмотря на то, что в настоящее время законом установлено обязательное требование о внесении в ЕГРН всех зон с особыми условиями использования территории, в том числе санитарно-защитных зон, внесение в ЕГРН зон с особыми условиями использования, возникших до августа 2018 г., может быть осуществлено в силу закона до 2022 г. При этом «переходный период» для реализации подобного рода задач имеет свойство растягиваться на многие годы. Таким образом, единая информативная и достоверная карта санитарно-защитных зон как таковая пока отсутствует.

Учитывая, что режим территории СЗЗ накладывает серьезные ограничения на правообладателя объекта, включая запрет на осуществление в такой зоне ряда видов деятельности, получение сведений о том, входит ли участок в СЗЗ и иные зоны с особыми условиями использования, не теряет своей актуальности.

Режим территории санитарно-защитной зоны

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать:

  • объекты для производства и хранения лекарственных средств;
  • объекты пищевых отраслей промышленности;
  • оптовые склады продовольственного сырья и пищевой продукции (за исключением случаев размещения таких объектов в зоне другого объекта пищевой промышленности при подтверждённом отсутствии негативного влияния);
  • комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды;
  • объекты жилой застройки;
  • объекты образовательного и медицинского назначения;
  • спортивные сооружения открытого типа и ряд иных объектов.

Таким образом, территории санитарно-защитных зон могут использоваться для размещения большинства нежилых объектов (в т.ч. гостиниц, апартаментов и иных предназначенных для временного проживания), но их наличие является критичным для жилой застройки, пищевой фармацевтической промышленности и т.д.

Порядок установления санитарно-защитной зоны

Порядок установления и изменения СЗЗ зависит от класса опасности промышленных объектов и производств.

В случае с объектами I и II класса опасности, установление и изменение СЗЗ осуществляется на основании постановления Главного государственного санитарного врача РФ после получения предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту (объекты I и II класса опасности).

В случае с объектами остальных классов опасности (III-V) СЗЗ устанавливается или изменяется на основании решения территориального органа Роспотребнадзора.

При этом процедура установления санитарно-защитной зоны является многоэтапной: начинается при проектировании объекта, оказывающего негативное воздействие, и завершается через некоторое время после начала его эксплуатации (стадии – ориентировочная, расчетная, установленная СЗЗ).

Устанавливаемые в санитарных нормах размеры санитарно-защитных зон являются ориентировочными подлежат уточнению в ходе проектирования и после начала эксплуатации – на основании замеров на местности (могут изменяться как в меньшую, так и в большую стороны).

Для объектов малого бизнеса (автосервисы, автомойки и т.д.) предусмотрен несколько упрощённый порядок установления санитарно-защитных зон. В ряде случаев для таких объектов можно обосновать, что санитарно-защитная зона не выходит за границы объекта.

Так критерием для установления и определения размера санитарно-защитной зоны является содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, а также уровень физического воздействия на атмосферный воздух за границей контура объекта, являющегося «источником негативного воздействия».

На внешней границе СЗЗ не должно быть превышения предельно-допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосферном воздухе и предельно допустимых уровней (ПДУ) физического воздействия на атмосферный воздух. То есть СЗЗ служит своего рода защитным барьером от негативного воздействия промышленного объекта или производства.

Решение об изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны может быть принято уполномоченным органом на основании заявления как правообладателя соответствующего объекта, так и любого иного заинтересованного лица (например, собственника участка, попадающего в зону СЗЗ).

Основаниями для изменения (в т.ч. уменьшения) границ СЗЗ могут выступать:

  • прекращение эксплуатации или ликвидация объекта, являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде;
  • перевооружение объекта, являющегося источником негативного воздействия, изменение применяемых на объекте технологий производства продукции;
  • изменение вида разрешенного использования или назначения объекта.

К заявлению об установлении или изменении СЗЗ прилагаются:

  • проект санитарно-защитной зоны;
  • экспертное заключение в отношении проекта СЗЗ с соответствующими расчетами, выполненными аккредитованной организацией.

В проекте СЗЗ определяются:

  • размер и границы санитарно-защитной зоны;
  • мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
  • функциональное зонирование территории СЗЗ и режим ее использования.

Основаниями для прекращения существования СЗЗ являются:

  • прекращение эксплуатации или ликвидация объекта, не являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде;
  • принятие решения об установлении приаэродромной территории.

К заявлению о прекращении существования СЗЗ прилагаются:

  • результаты измерений атмосферного воздуха, уровней воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (ранее существовавшего объекта);
  • экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов измерений атмосферного воздуха.

Таким образом, по заявлению заинтересованного лица при наличии любого из указанных выше обстоятельств (с представлением соответствующего обоснования), граница СЗЗ может быть уменьшена либо существование СЗЗ может быть полностью прекращено, что обеспечит возможность размещения на участке планируемых видов деятельности, запрещенных на территории СЗЗ.

Уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление об установлении, изменении СЗЗ или прекращении ее существования в срок не более 15 рабочих дней с даты его поступления и направить принятое решение заявителю, а также в Росреестр и иные государственные органы власти.

Классификация санитарно-защитных зон

В настоящее время исчерпывающая классификация санитарно-защитных зон содержится в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

В зависимости от вида объекта, устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:

  • промышленные объекты и производства I класса – 1000 м;
  • промышленные объекты и производства II класса – 500 м;
  • промышленные объекты и производства III класса – 300 м;
  • промышленные объекты и производства IV класса – 100 м;
  • промышленные объекты и производства V класса – 50 м.

В настоящее время исчерпывающая классификация санитарно-защитных зон содержится в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Так, например, предприятие по производству искусственных и синтетических волокон (вискозного, капронового, лавсана, нитрона и целлофана) отнесено к группе химических объектов и производства I класса с размером санитарно-защитной зоны в 1000 м), а предприятие по производству бумаги отнесено к той же группе, но к V классу с размером санитарно-защитной зоны в 50 м).

Особый порядок установления СЗЗ регламентирован для районов размещения ядерной установки, радиационного источника или хранения.

Выявление зон с особыми условиями использования, которые накладываются на границы земельного участка, позволит выработать правообладателю участка наиболее эффективный план его использования и предотвратить многие риски.

По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефону: +7 495 989-47-25 или по e-mail: margolin@2m.ru

Юридические услуги