Пн-Пт, 9:00-18:00 +7 495 989-47-25

Санитарно-защитная зона

Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных с установлением и пересмотром границ санитарно-защитной зоны, а также по выявлению неуказанных в кадастре санитарно-защитных зон и иных зон особого использования территории применительно к земельному участку или зданию.

Представление интересов в суде
Подготовка юридических заключений
Представительство в уполномоченных органах
Взаимодействие с проектировщиками и экспертами

По вопросам:

  • анализа нахождения земельного участка в санитарно-защитной зоне и иных зонах с особыми условиями использования;
  • установления и уменьшения границ санитарно-защитной зоны;
  • прекращения существования санитарно-защитной зоны;
  • обоснования нахождения участка за пределами санитарно-защитной зоны;
  • оспаривания включения участка в санитарно-защитную зону;
  • возмещения убытков, связанных с включением участка в санитарно-защитную зону.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) устанавливается для действующих, планируемых к строительству, реконструируемых производственных и иных загрязняющих окружающую среду объектов в целях обеспечения безопасности населения при эксплуатации объектов, являющихся источниками негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

Так санитарно-защитные зоны устанавливаются для различных видов производств, объектов обслуживания автотранспорта, некоторых видов складов, объектов коммунальной инфраструктуры и т.д.

Нахождение земельного участка в СЗЗ может накладывать существенные ограничения на собственника или арендатора участка – вплоть до полной невозможности использования земли и недвижимости.

В случае планируемого размещения объектов, требующих установления СЗЗ (строительного, химического, металлургического и иного вида производства или предприятия), установление СЗЗ может создать дополнительные обязательства для собственника (застройщика) вплоть до выкупа земельных участков, попадающих в санитарно-защитную зону вокруг таких объектов.

Следует учесть, что обращение застройщика с заявлением об установлении или изменении СЗЗ является обязательным при планировании строительства или реконструкции объекта, являющегося источником негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

Действуя благоразумно и осмотрительно, собственнику (застройщику) следует собрать сведения обо всех ограничениях использования участка «на берегу», то есть еще до получения разрешения на строительство или реконструкцию объекта, чтобы не столкнуться впоследствии с проблемами, связанными с невозможностью эксплуатации объекта или претензиями владельцев соседних участков.

В течение года после ввода в эксплуатацию построенного или реконструированного объекта его правообладатель обязан также обеспечить проведение измерений атмосферного воздуха и, в случае изменений расчетных показателей, обратиться в Роспотребнадзор с заявлением об изменении СЗЗ.

В настоящее время преимущественная часть санитарно-защитных зон в Москве и Подмосковье не установлена в надлежащем порядке, а определена расчетным способом.

В соответствии с текущим регулированием, с 01.01.2022 г. ориентировочные (расчетные) санитарно-защитные зоны прекратят свое существование, при этом у собственников загрязняющих объектов, в отношении которых установлена СЗЗ, есть обязанность обратиться с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны в утвержденном порядке (путем измерения показателей загрязнения) или с заявлением о прекращении существования санитарно-защитной зоны.

Кроме того, закон дает также право собственникам зданий, расположенных в пределах санитарно-защитной зоны, самостоятельно обратиться с заявлением об установлении размера или о прекращении существования санитарно-защитной зоны, если собственник объекта-загрязнителя не сделал это до них. Сделать это необходимо до 01.10.2021 г.

Следует отметить, что ориентировочные (расчетные) санитарно-защитные зоны в настоящее время зачастую отражены, в том числе, в правилах землепользования и застройки, принятых для соответствующей территории.

В соответствии с устойчивой позицией судов, само по себе отражение СЗЗ в Правилах землепользования и застройки не означает, что такая СЗЗ уже установлена в необходимом порядке. В связи с этим обязанность обращаться за установлением СЗЗ возложена в том числе, на те предприятия, чьи расчетные СЗЗ уже отражены в ПЗЗ.

Более того, наличие в Правилах землепользования и застройки ориентировочной санитарно-защитной зоны является основанием для оспаривания Правил землепользования и застройки в данной части.

Для получения информации об имеющихся санитарно-защитных зонах сведения ЕГРН на настоящий момент, к сожалению, тоже пока не могут быть достоверным источником информации.

Несмотря на то, что в настоящее время законом установлено обязательное требование о внесении в ЕГРН всех зон с особыми условиями использования территории, в том числе санитарно-защитных зон, внесение в ЕГРН зон с особыми условиями использования, возникших до августа 2018 г., может быть осуществлено в силу закона до 2022 г. При этом «переходный период» для реализации подобного рода задач имеет свойство растягиваться на многие годы. Таким образом, единая информативная и достоверная карта санитарно-защитных зон как таковая пока отсутствует.

Таким образом, проверка участка на вхождение в санитарно-защитные зоны является одной из значимых задач в рамках градостроительно-земельного аудита.

Учитывая, что режим территории СЗЗ накладывает серьезные ограничения на правообладателя объекта, включая запрет на осуществление в такой зоне ряда видов деятельности, получение сведений о том, входит ли участок в СЗЗ и иные зоны с особыми условиями использования, не теряет своей актуальности.

Правовой центр ДВА М имеет значительный опыт сопровождения дел, связанных с изменением правового режима территории санитарно-защитной зоны.

Наши сотрудники готовы оказать услуги по оспариванию включения Вашего земельного участка в пределы санитарно-защитной зоны, по установлению санитарно-защитной зоны для Вашего объекта, а также готовы сопровождать оспаривание включения сведений об ориентировочной санитарно-защитной зоне в ПЗЗ.

Режим территории санитарно-защитной зоны

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать:

  • объекты для производства и хранения лекарственных средств;
  • объекты пищевых отраслей промышленности;
  • оптовые склады продовольственного сырья и пищевой продукции (за исключением случаев размещения таких объектов в зоне другого объекта пищевой промышленности при подтверждённом отсутствии негативного влияния);
  • комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды;
  • объекты жилой застройки;
  • объекты образовательного и медицинского назначения;
  • спортивные сооружения открытого типа и ряд иных объектов.

Таким образом, территории санитарно-защитных зон могут использоваться для размещения большинства нежилых объектов (в т.ч. гостиниц, апартаментов и иных предназначенных для временного проживания), но их наличие является критичным для жилой застройки, пищевой фармацевтической промышленности и т.д.

Порядок установления санитарно-защитной зоны

Порядок установления и изменения СЗЗ зависит от класса опасности промышленных объектов и производств.

В случае с объектами I и II класса опасности, установление и изменение СЗЗ осуществляется на основании постановления Главного государственного санитарного врача РФ после получения предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту (объекты I и II класса опасности).

В случае с объектами остальных классов опасности (III-V) СЗЗ устанавливается или изменяется на основании решения территориального органа Роспотребнадзора.

При этом процедура установления санитарно-защитной зоны является многоэтапной: начинается при проектировании объекта, оказывающего негативное воздействие, и завершается через некоторое время после начала его эксплуатации (стадии – ориентировочная, расчетная, установленная СЗЗ).

Устанавливаемые в санитарных нормах размеры санитарно-защитных зон являются ориентировочными подлежат уточнению в ходе проектирования и после начала эксплуатации – на основании замеров на местности (могут изменяться как в меньшую, так и в большую стороны).

Для объектов малого бизнеса (автосервисы, автомойки и т.д.) предусмотрен несколько упрощённый порядок установления санитарно-защитных зон. В ряде случаев для таких объектов можно обосновать, что санитарно-защитная зона не выходит за границы объекта.

Так критерием для установления и определения размера санитарно-защитной зоны является содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, а также уровень физического воздействия на атмосферный воздух за границей контура объекта, являющегося «источником негативного воздействия».

На внешней границе СЗЗ не должно быть превышения предельно-допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосферном воздухе и предельно допустимых уровней (ПДУ) физического воздействия на атмосферный воздух. То есть СЗЗ служит своего рода защитным барьером от негативного воздействия промышленного объекта или производства.

Решение об изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны может быть принято уполномоченным органом на основании заявления правообладателя соответствующего объекта. В некоторых случаях такое решение может быть принято на основании заявления правообладателя участка, попадающего в СЗЗ (например, в случае, если такая СЗЗ является ориентировочной).

Основаниями для изменения (в т.ч. уменьшения) границ СЗЗ могут выступать:

  • прекращение эксплуатации или ликвидация объекта, являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде;
  • перевооружение объекта, являющегося источником негативного воздействия, изменение применяемых на объекте технологий производства продукции;
  • изменение вида разрешенного использования или назначения объекта.

К заявлению об установлении или изменении СЗЗ прилагаются:

  • проект санитарно-защитной зоны;
  • экспертное заключение в отношении проекта СЗЗ с соответствующими расчетами, выполненными аккредитованной организацией.

В проекте СЗЗ определяются:

  • размер и границы санитарно-защитной зоны;
  • мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
  • функциональное зонирование территории СЗЗ и режим ее использования.

Основаниями для прекращения существования СЗЗ являются:

  • прекращение эксплуатации или ликвидация объекта, не являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде;
  • принятие решения об установлении приаэродромной территории.

К заявлению о прекращении существования СЗЗ прилагаются:

  • результаты измерений атмосферного воздуха, уровней воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (ранее существовавшего объекта);
  • экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов измерений атмосферного воздуха.

Таким образом, по заявлению заинтересованного лица при наличии любого из указанных выше обстоятельств (с представлением соответствующего обоснования), граница СЗЗ может быть уменьшена либо существование СЗЗ может быть полностью прекращено, что обеспечит возможность размещения на участке планируемых видов деятельности, запрещенных на территории СЗЗ.

Уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление об установлении, изменении СЗЗ или прекращении ее существования в срок не более 15 рабочих дней с даты его поступления и направить принятое решение заявителю, а также в Росреестр и иные государственные органы власти.

В случае, если установление режима санитарно-защитной зоны привело к невозможности использования земельного участка в границах такой зоны, а изменить ВРИ участка невозможно, его правообладатель вправе потребовать возместить причиненные убытки либо выкупить земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества.

Классификация санитарно-защитных зон

В настоящее время исчерпывающая классификация санитарно-защитных зон содержится в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

В зависимости от вида объекта, устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:

  • промышленные объекты и производства I класса – 1000 м;
  • промышленные объекты и производства II класса – 500 м;
  • промышленные объекты и производства III класса – 300 м;
  • промышленные объекты и производства IV класса – 100 м;
  • промышленные объекты и производства V класса – 50 м.

В настоящее время исчерпывающая классификация санитарно-защитных зон содержится в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Так, например, предприятие по производству искусственных и синтетических волокон (вискозного, капронового, лавсана, нитрона и целлофана) отнесено к группе химических объектов и производства I класса с размером санитарно-защитной зоны в 1000 м), а предприятие по производству бумаги отнесено к той же группе, но к V классу с размером санитарно-защитной зоны в 50 м).

Особый порядок установления СЗЗ регламентирован для районов размещения ядерной установки, радиационного источника или хранения.

Выявление зон с особыми условиями использования, которые накладываются на границы земельного участка, позволит выработать правообладателю участка наиболее эффективный план его использования и предотвратить многие риски.

Правовой центр ДВА М готов взять на себя сопровождение процедур установления санитарно-защитной зоны, изменения ее конфигурации, режима или прекращение ее существования. Мы также готовы защищать Ваши интересы в процедуре выкупа земельного участка, расположенного в границах санитарно-защитной зоны, в связи с невозможностью его использования.

Благодаря опыту участия в разрешении соответствующих споров, мы рады предложить Вам квалифицированные юридические услуги по конкурентоспособной цене.

По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефону: +7 495 989-47-25 или по e-mail: margolin@2m.ru

Юридические услуги