+7 495 989-47-25

Изменение ПЗЗ без публичных слушаний и другие процедурные нарушения

Правовой центр «Два М» оказывает услуги по разрешению споров, связанных с установлением и изменением градостроительного регламента земельных участков, в том числе представляет интересы землепользователей в судах по делам об оспаривании правил землепользования и застройки, генеральных планов.

Принятие (изменение) Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) осуществляется в соответствии с установленной законом многоступенчатой процедурой, включающей, в том числе, участие общественности, поскольку устанавливаемый ПЗЗ градостроительный регламент (виды разрешенного использования и предельные параметры строительства) оказывает непосредственное влияние на права и обязанности землепользователей соответствующей территории.

Существенное нарушение процедуры принятия Правил землепользования и застройки является самостоятельным основанием для их оспаривания.

Так, существенным нарушением судами признается, в частности, изменение ПЗЗ без публичных слушаний. Формально, в соответствии с законом, публичные слушания не являются обязательным основанием для внесения корректировок в ПЗЗ, однако обеспечение каждому, кого могут затронуть предполагаемые градостроительные решения, возможности принять участие обсуждении проекта ПЗЗ, гарантируется законом. И необходимо заметить, что во многих случаях представленные на слушаниях возражения действительно учитываются в итоговой редакции ПЗЗ, а очевидные нарушения закона безусловно исправляются.

Еще одним грубым нарушением порядка принятия Правил землепользования и застройки, при котором можно говорить об их успешном оспаривании, является отсутствие у публичного органа, издавшего ПЗЗ, соответствующих полномочий по принятию документов территориального планирования.

Для предварительной оценки перспективности оспаривания ПЗЗ или иной градостроительной документации, возможности применения иных способов защиты права в конкретном случае и получения коммерческого предложения .

Следует учитывать, однако, что не любые нарушения порядка принятия ПЗЗ квалифицируются судами как существенные. Такие нарушения как: отсутствие протокола публичных слушаний (при наличии факта их проведения), неразмещение проекта ПЗЗ (при надлежащем опубликовании утвержденных ПЗЗ), нарушение сроков опубликования проектов и т. д. признаются судами процедурными недочетами и не влекут удовлетворение требований о признании ПЗЗ недействующими.

В целом такой способ защиты прав землепользователей как оспаривание ПЗЗ эффективен в исключительных случаях, когда имеются очевидные формальные нарушения законности в их содержании и/или порядке принятия.

В случаях, когда ПЗЗ не соответствуют интересам владельца земельного участка в части разрешенных видов использования участка и/или параметров строительства, но при этом отсутствуют явные нарушения закона – целесообразнее ставить вопрос о внесении изменений в ПЗЗ.

Правовой центр «Два М» длительное время специализируется в области земельных и градостроительных вопросов как в части взаимодействия с органами государственной власти, так и судебных споров. Наши юристы готовы предложить следующие услуги, связанные с оспариванием градостроительного регламента земельных участков:

  • устное и письменное консультирование;
  • представление интересов правообладателей земельных участков на публичных слушаниях по вопросам внесения изменений в правила землепользования и застройки, генеральные планы, представление обоснованных возражений;
  • оспаривание правил землепользования и застройки, генеральных планов и других документов, устанавливающих градостроительный регламент земельного участка;
  • юридическое сопровождение процедуры внесения изменений в генеральные планы, правила землепользования и застройки по инициативе правообладателя земельного участка;
  • представление интересов правообладателей земельных участков в суде по спорам о взыскании убытков, а также по спорам, связанным с выкупом недвижимости в связи с принудительным изменением градостроительного регламента земельных участков публичными органами власти;
  • подготовка комплексных правовых заключений по вопросам, связанным с принятием генерального плана, правил землепользования и застройки и установления градостроительного регламента земельного участка;
  • градостроительный аудит, оценка градостроительного потенциала земельного участка перед приобретением в аренду или собственность, а также до начала строительства.
По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефону: +7 495 989-47-25 и e-mail: margolin@2m.ru 
или через форму обратной связи: 

Юридические услуги