Пн-Пт, 9:00-18:00 +7 495 989-47-25

Споры о вхождении участка в границы лесного фонда

Правовой центр ДВА М готов предоставить спектр юридических услуг по вопросам отнесения земельных участков к землям лесного фонда (т.н. «земли двойного учёта»), защите прав на такие участки, в том числе, в режиме «лесной амнистии».
А именно:
  • Представление интересов в суде и уполномоченных органах по спорам об отнесении участков к землям лесного фонда (иных лесничеств и лесопарков). В том числе подтверждение действительности прав на участок в рамках «лесной амнистии»;
  • Оспаривание отказов в предоставлении участков, выдаче разрешений на строительство и т.д. по мотивам, связанным со вхождением участков в земли лесного фонда.
  • Уточнение границ земель лесного фонда для устранения их пересечения с земельными участками.
  • Подготовка комплексных юридических заключений по вопросам отнесения участков к землям лесного фонда (иных лесничеств и лесопарков);
  • Проверка объектов перед покупкой на предмет риска их отнесения к землям лесного фонда.

Споры о границах лесных участков

В Московской области многочисленные споры о вхождении участков в границы лесного фонда связаны с тем, что данные границы до настоящего времени надлежаще не установлены. Актуальность данной проблемы связана с тем, что для земель лесного фонда установлен особый порядок предоставления и использования, исключающий приватизацию, капитальное строительство на таких участках и т.д. И муниципалитеты полномочий по распоряжению такими участками не имеют.

В перспективе сведения обо всех лесных участках должны быть внесены в ЕГРН и отражаться на публичной кадастровой карте, но ожидать соблюдения такого порядка в ближайшем будущем не приходится. При этом самый очевидный критерий - наличие на участке леса - работает далеко не всегда. Так с одной стороны – многие леса расположены на землях сельскохозяйственного назначения и т.д., которые вполне оборотоспособны. С другой стороны - к лесному фонду могут относиться земли, физически уже давно не имеющие к лесу особого отношения.

В связи с чем распространены ситуации, когда местная администрация формирует участки и предоставляет их в собственность или в аренду в общем порядке, как не относящийся к лесным землям. А позднее, часто уже после ввода в эксплуатацию построенного на таком участке объекта, возникают споры с Комитетом лесного хозяйства Московской области.

Комитет лесного хозяйства в таких случаях руководствуется имеющимися в его распоряжении лесными планшетами и иными доказательствами различной степени достоверности, полагает, что многие земельные участки на территории Московской области сформированы и предоставлены незаконно, поскольку относятся к землям лесного фонда.

В связи с многочисленностью таких ситуации, в отношении ранее предоставленных (до 2016 г.) участков действует режим т.н. «лесной амнистии», благодаря которым существенная часть споров разрешается в пользу владельцев участка (подробно рассмотрен ниже).

В настоящее время острота проблемы несколько снизилась, так как земли, по которым есть мнение Комитета лесного хозяйства об их вхождении в лесной фонд отмечены в новых генеральных планах муниципалитетов Московской области как «территории двойного учёта» т.е. земли которые рассматриваются местными администрациям как не входящие в лесной фонд, но по мнению Комитета – относятся к нему. Также сведения о таких территориях размещены в сайте Региональной географической информационной системы Московской области (РГИС МО).

Аналогичная проблематика связана с «городскими лесами» (лесопарки в границах населённых пунктов), лесами минобороны и т.д. Разница имеется в части органа, уполномоченных заниматься вопросами таких видов лесов.

Споры, связанные с отнесением участков к землям лесного фонда

Споры, связанные с отнесением того или иного земельного участка к категории земель лесного фонда, включают в себя, в том числе, следующие категории дел:

  • по искам Комитета лесного хозяйства Московской области к правообладателям земельных участков об истребовании земельных участков, оспаривании их кадастрового учета и т.д.;
  • по заявлениям об оспаривании отказов Комитета лесного хозяйства в исключении сведений из государственного лесного реестра;
  • по искам граждан и юридических лиц о признании права федеральной собственности отсутствующим, оспаривании данных государственного лесного реестра и ЕГРН в части границ лесных участков, и т.д.;
  • по искам (заявлениям) граждан и юридических лиц об оспаривании решений Росреестра об отказе в регистрации прав на земельный участок, уточнении границ участка;
  • по искам (заявлениям) граждан и юридических лиц о признании недействующими Генеральных планов и Правил землепользования и застройки в случае отнесения их участков к землям лесного фонда.

Лесная амнистия

Под термином «лесная амнистия» скрывается набор новых "правил игры" в сфере земельных и лесных отношений, введенных Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ (вступил в силу с 11.08.2017 г.), прежде всего, применительно к спорам о наложении земель лесного фонда на земельные участки.

Согласно закону о лесной амнистии, участок не может быть отнесен к землям лесного фонда:

  • если в соответствии с данными ЕГРН или правоустанавливающими документами земельный участок отнесен к иной категории земель, нежели земли лесного фонда, при этом права на него возникли до 01.01.2016 г. Данные положения не применяются к участкам из состава особо охраняемых природных территорий, незастроенных земель промышленности, а также неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения;
  • если до 08.08.2008 г. участок был предоставлен для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства либо для строительства и (или) эксплуатации жилого дома. Одновременно законом на органы управления лесным хозяйством возложена обязанность к 2023 году уточнить границы лесничеств и лесопарков таким образом, чтобы исключить из их состава земельные участки, подпадающие под вышеназванные критерии.

Нормы "лесной амнистии" имеют универсальное значение и подлежат применению независимо от того, в административном или судебном порядке осуществляется защита права.

Так, законом предусмотрен, прежде всего, внесудебный (административный) порядок урегулирования споров, который сводится к самостоятельному устранению органами Росреестра пересечений лесных и земельных участков на основании заявления заинтересованного лица и без получения согласия соответствующего государственного органа. Более того, согласно действующему закону, к 2023 году Росреестр должен сам выявить и устранить все имеющиеся пересечения лесных и земельных участков.

Следует отметить, что защита прав на землю в указанном административном порядке возможна лишь в случае наличия внесенных в ЕГРН границ лесных участков.

Кроме того, самим Комитетом лесного хозяйства Московской области во исполнение Федерального закона № 280-ФЗ проводится работа по рассмотрению заявлений граждан о корректировке границ лесных участков в части их пересечения с границами земельных участков заявителей.

Также возможно применение норм о «лесной амнистии» в рамках судебных споров. Они являются основанием для отказа в иске Комитета об оспаривании прав на земельный участок либо, наоборот, для удовлетворения требований частного лица о защите своих прав на землю (в т.ч., путем исправления реестровой ошибки, оспаривания отказа Росреестра в регистрации права и т.д.).

Если же конкретные обстоятельства дела не позволяют воспользоваться положениями лесной амнистии, то и в этом случае судебная защита прав не является заведомо бесперспективной. Так, возможно построение правовой позиции на основании ненадлежащего характера доказательств отнесения участка к лесным землям, а также истечении 3-летнего срока исковой давности на обращение с иском (в случае защиты от предъявленного Комитетом иска).

Юристы Правового центра ДВА М помогут сформировать правильную стратегию защиты прав применительно к каждому индивидуальному случаю после представления заказчиком всех относящихся к делу документов и материалов. Кроме того, в зависимости от выбранного пути решения вопроса мы представим Ваши интересы в суде либо в административном органе и поможем устранить имеющуюся проблему.

Лесная амнистия

По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефону: +7 495 989-47-25 или по e-mail: margolin@2m.ru

Юридические услуги