Пн-Пт, 9:00-18:00 +7 495 989-47-25

Ограничение земельного участка в обороте и изъятие из оборота

Ограничения земельного участкаПравовой центр ДВА М осуществляет комплексное сопровождение получения прав на желаемый земельный участок во всех уполномоченных организациях.

Мы берем на себя полное ведение процедуры, включая подготовку пакета документов, сопровождение рассмотрения вопроса во всех инстанциях, в том числе, подготовку изменений границ изъятых из оборота и ограниченных в обороте земельных участков с участием проектной организации.

Правовой центр ДВА М готов оказать следующие юридические услуги по вопросам, связанным с оформлением прав на земельные участки, в том числе:

  • проводит юридическую экспертизу оснований для отказа в предоставлении прав на земельный участок в связи с ограничениями в обороте;
  • подготовка юридических заключений и дорожных карт с указанием перспективных способов оспаривания ограничений, установленных в отношении земельного участка;
  • комплексное сопровождение получения прав на земельный участок, включая представление интересов во всех компетентных органах, ответственных за снятие наложенных на участок ограничений;
  • защита интересов заявителя во взаимоотношениях с органами государственной власти и в суде.

Ограничения земельного участка

В выкупе земельного участка из государственной и муниципальной собственности может быть отказано, если соответствующий участок является ограниченным в обороте или изъятым из оборота.

Такие земельные участки в силу прямого указания закона не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных законом.

При этом участки, ограниченные в обороте, могут быть объектом сделок между публичными субъектами, тогда как изъятые из оборота земельные участки в принципе не могут быть переданы от одного лица к другому на основании сделки.

Перечень земельных участков, ограниченных в обороте и изъятых из оборота, установлен законодательством.

К ограниченным в обороте относятся земельные участки:

Остановимся более подробно на некоторых из оснований ограничения участков в обороте:

1. Земельные участки, расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий

Государственные природные заповедники и национальные парки, относящиеся к землям особо охраняемых природных территорий, изъяты из оборота. Иные земельные участки в пределах особо охраняемых территорий ограничиваются в обороте.

Земли особо охраняемых природных территорий могут быть федерального, регионального и местного значения. Порядок их отнесения к каждому уровню, а также порядок их использования и охраны определяется, соответственно, Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Указанными органами власти могут быть установлены иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, и другие).

В соответствии с действующим земельным законодательством земли особо охраняемых территорий могут быть как самостоятельной категорией земель, так и зоной в составе земель населенных пунктов. Правовой режим использования земельных участков как в составе отдельной категории, так и в составе соответствующей зоны земель населенных пунктов, един.

Таким образом, в приобретении в собственность земельного участка может быть отказано в следующих случаях:

  • отнесения его к категории земель особо охраняемых природных территорий;
  • отнесения его к зоне особо охраняемых природных территорий в границах земель населенных пунктов.

В первом случае факт отнесения земельного участка к категории земель особо охраняемых природных территорий будет подтвержден документами государственного кадастра недвижимости (кадастровый паспорт, кадастровая выписка), в которых будет указана соответствующая категория земельного участка.

Во втором случае факт отнесения земельного участка к зоне особо охраняемых природных территорий не всегда представляется возможным установить на основании имеющихся у его правообладателя документов, в том числе документов государственного кадастра недвижимости. В частности, в указанных документах категорией такого участка будет «земли населенных пунктов», а видом разрешенного использования может быть, например, «эксплуатация расположенных на земельном участке зданий, строений, сооружений». Вместе с тем, отказ в предоставлении в собственность участка будет правомерным только в случае, если будет доказан факт отнесения такого участка к зоне особо охраняемых природных территорий.

Следует отметить, что в отношении указанных участков отказ в приобретении права собственности на земельный участок будет правомерен только в том случае, если соблюдена процедура отнесения земельного участка к зоне особо охраняемых природных территорий, предусмотренная законодательством соответствующего субъекта РФ (в отношении городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) или органа местного самоуправления.

Так, например, согласно законодательству г. Москвы для отнесения земель к особо охраняемым природным территориям, Правительством г. Москвы соответствующие земли должны быть, во-первых, зарезервированы и, во-вторых, должны быть определены границы таких земель.

Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных с пересмотром границ зон особо охраняемых природных территорий, а также по выявлению неуказанных в кадастре таких зон применительно к земельному участку или зданию по вопросам:

  • установления и уменьшения границ особо охраняемых природных территорий.
  • обоснования нахождения участков за пределами особо охраняемых природных территорий.
  • судебного оспаривания включения участков в особо охраняемые природные территории.

2. Земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия

К особо ценным объектам культурного наследия народов РФ относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.

Отнесение объектов культурного наследия к особо ценным осуществляется Указом Президента РФ. Кроме того, решение о признании объекта культурного наследия федерального значения к особо ценным может быть принято Правительством РФ.

Объекты, отнесенные к числу особо ценных, включаются в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Включенные в указанный свод объекты, в свою очередь, могут быть представлены в ЮНЕСКО для включения их в Список всемирного наследия. Государственный свод является основным учетным перечнем особо ценных объектов, который ведется Министерством культуры РФ.

Таким образом, подтверждением отнесения объекта культурного наследия к особо ценным является указание этого объекта в Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Земельные участки, на которых находятся такие объекты, ограничиваются в обороте в соответствии с рассматриваемым пунктом и не подлежат отчуждению в частную собственность.

Историко-культурным заповедником является достопримечательное место, представляющее собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания, в отношении которого принято соответствующее решение об отнесении его к историко-культурному заповеднику.

Граница соответствующего историко-культурного заповедника должна быть определена и установлена. В частности, граница историко-культурного заповедника федерального значения устанавливается Правительством РФ, регионального - в соответствии с законом субъекта РФ, местного (муниципального) значения – органом местного самоуправления.

Объекты археологического наследия - это объекты культурного наследия, в частности, частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.

Объекты археологического наследия должны быть соответствующим образом учтены. В частности, соответствующие объекты должны быть поименованы в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Данный реестр ведется Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура).

Правовой центр ДВА М предлагает широкий спектр юридических услуг, связанных со строительством и иной деятельностью в зонах с особыми условиями использования территории вокруг объектов культурного наследия по вопросам:

  • юридической проверки земельного участка или объекта недвижимости на предмет его вхождения в защитную зону или зоны охраны объекта культурного наследия;
  • установления и изменения границ и режима зон охраны объектов культурного наследия;
  • организации и сопровождения изыскательских, проектных работ и экспертизы в области охраны объектов культурного наследия;
  • согласования строительства в зонах охраны объектов культурного наследия;
  • согласования реставрации и приспособления под современные нужды объектов культурного наследия;
  • разрешения вопросов о статусе выявленных объектов культурного наследия.

3. Земельные участки в границах закрытых административно-территориальных образований

Закрытым административно-территориальным образованием (также «ЗАТО») признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Земельным участком под самим промышленным предприятием, вокруг которого учреждено ЗАТО, относится к категории изъятых из оборота. Остальные участки в границах ЗАТО – ограниченные в обороте.

В соответствии с требованиями действующего законодательства границы закрытого административно-территориального образования должны быть определены и установлены, что позволит с точностью установить факт нахождения или ненахождения определенного земельного участка в границах закрытого административно-территориального образования.

Правовой центр ДВА М оказывает юридические услуги, связанные с установлением и пересмотром границ закрытых административно-территориальных образований, включая анализ правовой ситуации и оспаривание вхождения земельного участка в границы закрытого административно-территориального образования.

4. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения

В соответствии с Земельным кодексом РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

  • размещения железнодорожных путей;
  • размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
  • установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:

  • размещения автомобильных дорог;
  • размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;
  • установления полос отвода автомобильных дорог.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

  • размещения искусственно созданных внутренних водных путей;
  • размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;
  • выделения береговой полосы.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

  • размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
  • размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;
  • установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.

Земельные участки, предоставленные для размещения указанных выше объектов, ограничиваются в обороте и не подлежат отчуждению в частную собственность.

Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных с установлением и пересмотром границ зон с особыми условиями использования территории для размещения транспортных объектов, включая оспаривание включения участков в зоны с особыми условиями использования территории для размещения транспортных объектов.

5. Земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений

К гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.

Как следует из рассматриваемого пункта, ограничение в обороте установлено в отношении земельных участков, на которых непосредственно расположено одно или несколько из поименованных выше гидротехнических сооружений.

К изъятым из оборота относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками;
  • зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

Т.е. участок публичных земель является изъятым из оборота и не может быть приобретен в частную собственность при наличии одновременно двух условий, а именно: а) при расположении на земельном участке поименованных выше объектов; б) если указанные объекты находятся в федеральной собственности.

Правовой центр ДВА М осуществляет комплексное сопровождение проектов, включающих приобретение прав на земельные участки.

Мы подберем наиболее эффективную организационно-правовую схему реализации Вашего проекта, защитим Ваши права на применение установленных законодательством льготных режимов и добьемся положительного разрешения споров с контрагентами и государственными органами во внесудебном или судебном порядке.

Наш опыт и деловые связи позволят минимизировать затраты времени и избежать дорогостоящих ошибок.

По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефону: +7 495 989-47-25 или по e-mail: margolin@2m.ru

Юридические услуги