Зона санитарной охраны питьевого водоснабжения г. Москвы

Правовой центр «Два М» оказывает широкий спектр юридических услуг, связанных с установлением и оспариванием границ зон санитарной охраны питьевого водоснабжения Москвы, затрагивающих участки в Московской области.

Зона санитарной охраны питьевого водоснабжения г. Москвы является специфическим ограничением для участков расположенных вблизи водных объектов, используемых для водоснабжения Москвы. При этом такие участки часто являются коммерчески привлекательными. Однако вхождение участка в ЗСО препятствует приватизации участка и существенно ограничивает строительство на нём.

Осложняет ситуацию то, что отсутствие чётко установленных границ данной зоны провоцирует «творческий подход» при включении в неё областными чиновники отдельных участков. В том числе по которым ранее вопрос о вхождении в ЗСО казался закрытым.

Правовой центр «Два М» — одна из немногих юридических компаний, которая имеет реальный опыт оспаривания вхождения участка в ЗСО Москвы в судебном порядке. В том числе опыт работы с экспертами, также весьма немногочисленными, практикующими в данной сфере. Например, в нашей практике есть успешные споры об установлении верхних и боковых границ ЗСО применительно к конкретным участкам и акваториям. Юристы «Два М» готовы оспорить в судебном порядке отказы в выкупе участков, выдаче разрешений на строительство в связи с нахождением участков в ЗСО, градостроительные планы участков, договоры аренды земли, иные документы, содержащие упоминание о ЗСО. При необходимости специалисты правового центра помогут инициировать судебный спор и в ситуации, когда нужно на опережение разрешать вопрос о вхождении участка в ЗСО. При этом, независимо от формального предмета спора вывод суда о том, что участок не находится в ЗСО будет обязателен для всех государственных и муниципальных органов.

Сложности при определении вхождения участков входят в ЗСО

Просто взять и определить, где находится граница ЗСО питьевого водоснабжения Москвы нельзя по двум причинам:

  • есть неопределенность относительно применимых нормативных актов;
  • имеющиеся нормативные акты не отличаются необходимой конкретизацией.

Так в Москве и Московской области действует совместное постановление Правительства Москвы и Правительства МО от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44 Которым установлено что границы ЗСО определяются Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17 апреля 1980 г. N 500-1143 «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП».

А все остальные акты советского периода по этому вопросу применяться не должны. В свою очередь Решением от 17 апреля 1980 г. N 500-1143 ЗСО установлена только в границах нескольких округов, наиболее близких к Москве (синий цвет на карте). Дальнее Подмосковье данный акт не затрагивает.

Но не всё так просто. На практике должностными лицами продолжает применяться СП 2.1.4.2625-10. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы.(утвержден на федеральном уровне Главным санитарным врачом), которым ЗСО установлена на существенно большей территории. А также не забыли они и о таких реликтах как постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР от 4 сентября 1940 г. N 696 и от 23 мая 1941 г. N 355 "О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения", постановление Совета Министров РСФСР от 13 марта 1952 г., несмотря на то, что прекращение их действия прямо оговорено от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44.

При этом ни один из указанных актов не содержит границ ЗСО в сколько-нибудь чётком виде. Так, в Решении от 17 апреля 1980 г. N 500-1143 и более ранних советских актах границы указаны с точностью до населённого пункта (не все из которых сейчас существуют) и землепользований колхозов (которые тем более не актуальны).

В свою очередь в СП 2.1.4.2625-10 границы определяются расчётным путём. На основании данного акта должен был разрабатываться проект границ ЗСО с конкретными координатами, но до настоящего момента он так и не разработан.

Зона санитарной охраны питьевого водоснабжения Москвы

На практике должностные лица нередко любые сомнения трактуют не в пользу землепользователя. В связи чем возникает вопрос о вхождении в ЗСО участков, которые не попадают туда ни по одному из нормативных актов. Претензии контролирующих органов нередко предъявляются к уже построенным объектам при наличии зарегистрированных прав на землю и необходимого комплекта документов на строительство. А значит в тот момент, когда собственник уже понес соответствующие расходы.

Зона санитарной охраны (ЗСО) питьевого водоснабжения г. Москвы охватывает берега рек, каналов и водохранилищ в значительной части Московской области и даже в отдельных районах Тверской и Смоленской.

В соответствии с СП 2.1.4.2625-10 к источникам водоснабжения г. Москвы отнесены:

  • Река Москва выше по течению от города (включая Можайское водохранилище), её притоки и водохранилища на них (реки Истра, Руза и Озерна с одноимёнными водохранилищами);
  • Канал им. Москвы с водохранилищами на нем и притоками (Клязьма, Уча и др.).
  • Вазузская гидротехническая система (Верхнерузское водохранилище, реки Вазуза и Гжать, каналы).

Тогда как совместное постановление Правительства Москвы и Правительства МО от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44, Решение от 17 апреля 1980 г. N 500-1143 предусматривает наличие ЗСО только на участке канала им. Москвы с водохранилищами на нём и на участки Москвы-реки непосредственно перед городом.

Как опередить вхождение конкретного участка в ЗСО

Зона санитарной охраны состоит из двух поясов, первый из которых устанавливается в непосредственной близости от водозаборов и плотин гидроузлов. Наибольшие практические проблемы связаны со вторым поясом ЗСО, который, в отличие от первого, охватывает весьма значительные территории. А именно, в соответствии с СП 2.1.4.2625-10 данный пояс устанавливается вдоль основных водотоков рек и каналов, на которых оборудованы водозаборы или гидроузлы, а также их притоков первого порядка (то есть непосредственно впадающих в основной водоток).

При этом:

Верхняя граница ЗСО устанавливается выше по течению от водозабора или гидроузла на таком расстоянии, чтобы время пробега воды до гидроузла было не менее 5 суток;

Боковые границы устанавливаются:

  • при равнинном рельефе местности — не менее 500 м от уреза воды;
  • при холмистом рельефе местности — по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.

Что касается Решения от 17 апреля 1980 г. N 500-1143 и иных актов советского периода, содержащееся в них описание границ ЗСО также не является конкретным: они указаны с точностью лишь до населенного пункта, существовавших на момент их принятия землепользований и т.д.

При этом даже если границы ЗСО отмечены на Генплане или ПЗЗ, эти документы в соответствующей части не имеют юридической силы, носят лишь справочный характер, поскольку установление границ ЗСО не относится к компетенции муниципалитетов.

Чтобы определить вхождение конкретного земельного участка в ЗСО в соответствии с СП 2.1.4.2625-10, необходимо:

  • рассчитать время пятидневного пробега воды до гидроузла (с учётом сезонных колебаний скорости течения). Единая методика для такого расчета отсутствует.
  • при холмистом рельефе местности (а установленного разграничения межу холмистыми и пологими берегами тоже нет!) – определить границу первого склона.

Соответственно, данные вопросы на практике разрешаются в рамках экспертизы. C учетом отсутствия утвержденных методик для расчёта скорости пробега воды, разграничения холмистых и пологих берегов? результат экспертизы во многом зависит от компетенции конкретного эксперта, применимых им методик и подходов.

В ряде случаев можно обосновать, что участок, расположенный ближе 500 метров к воде и с небольшим уклоном в сторону реки, находится всё же за границей первого склона (особенно если ближе к воде уклон более крутой). А применительно к участкам на берегах водохранилищ можно обосновать, что в связи с практически отсутствующим в них течением в ЗСО попадет лишь небольшая часть берегов водохранилища около самой плотины.

Ограничения для участков в ЗСО

Участки, расположенные в ЗСО источников питьевого водоснабжения, не могут предоставляться в частную собственность (данный запрет действует с 2007 г.). Соответственно, договор купли-продажи такого участка из государственной или муниципальной собственности в частную может быть оспорен. В данном случае применяются общие положения об исковой давности, эстоппеле и т.д.

При этом, если участок ранее уже предоставлен в частную собственность, его перепродажа от одного собственника к другому не ограничивается.

Участки в ЗСО, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в аренду в общем порядке. В том числе допускается предоставление участков под капитальное строительство.

Действующие санитарные правила устанавливают ряд ограничений на строительство и хозяйственную деятельность в ЗСО. В первом поясе ЗСО запрещена любая деятельность, не связанная с эксплуатацией объектов водоснабжения. Во втором поясе также установлен ряд достаточно серьёзных ограничений, в том числе:

  • В пределах 100 м. от уреза воды запрещается размещение капитальных объектов, в том числе ИЖС, дачных участков, капитальных объектов рекреационного назначения;
  • Устанавливаются повышенные требования к системам канализации и очистке сточных вод. Для объектов с центрованным водоснабжением является обязательным подключение к канализации (исключается применение автономных систем). Данный пункт означает фактический запрет строительства ИЖС и садовых домов в населённых пунктах и их частях, не имеющих централизованной канализации;
  • Устанавливаются ограничения на размещение ряда категорий потенциально опасных для источника водоснабжения производственных, складских и сельскохозяйственных объектов;
  • Устанавливаются ограничения для организаций отдыха по количеству отдыхающих на гектар территории.

Таким образом, участки в ЗСО могут с рядом ограничений и дополнительных обременений, использоваться для дачной и коттеджной застройки размещения объектов отдыха. В то же время существенно снижается коммерческая привлекательность проектов на таких участках, что не всегда может быть компенсировано плюсами от красивого вида на воду.

Для получения квалифицированных юридических услуг вы можете воспользоваться любым удобным способом: позвонить по телефону +7 (495) 989 47 25, написать на 2m@2m.ru или заполнить форму