Для получения актуальной информации перейдите на обновляемую версию сайта или свяжитесь с нами по телефону

Приобретение (выкуп) земельных участков из государственной и муниципальной собственности

В РФ граждане и коммерческие организации могут оформить права на земельный участок путем его приобретения в собственность либо в аренду.

В соответствии с земельным законодательством РФ земельные участки из государственной или муниципальной собственности могут быть выкуплены в собственность физического или юридического лица исключительно в следующих случаях.

  1. Приобретение земельного участка собственником объекта капитального строительства, расположенного на таком участке.

    Выкупая земельный участок, собственник объекта капитального строительства обязан уплатить цену не выше кадастровой стоимости участка. Конкретные ставки выкупной цены устанавливаются субъектами РФ. Так в г. Москве земельные участки отчуждаются по цене 100% (в отдельных случаях 20 % и 45 %) от кадастровой стоимости участка.

    Подробнее о ставках выкупной цены земельных участков, занятых объектами капитального строительства.

  2. Приобретение земельного участка обладателем права постоянного бессрочного пользования на землю.

    За переоформление права постоянного бессрочного пользования на право собственности правообладатели земельных участков уплачивают их рыночную стоимость. В отдельных случаях переоформление права постоянного бессрочного пользования может осуществляться по ставкам, предусмотренным для собственников объектов капитального строительства.

  3. Предоставление земельного участка собственникам помещений многоквартирного дома.

    Собственникам помещений (квартир) в многоквартирных домах земельный участок под таким домом передается в общую долевую собственность бесплатно с момента постановки участка на кадастровый учет.

  4. Приобретение земельного участка гражданами, у которых права на земельные участки возникли до 29 октября 2001г.

    Граждане, которым до 29 октября 2001 г. были предоставлены земельные участки для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве, отличном от права собственности, а также граждане, к которым перешло право собственности на объекты капитального строительства, расположенные на указанных земельных участках, вправе требовать предоставления данных участков в собственность бесплатно.

В соответствии с нормативными актами г. Москвы земельные участки из неразграниченной государственной собственности и собственности субъекта могут предоставляться в собственность граждан и юридических лиц исключительно в четырех вышеперечисленных случаях.

В целом по Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством государственная и муниципальная земля также может быть передана в собственность:

  1. гражданам и юридическим лицам для строительства, в том числе для жилищного строительства;
  2. лицу, с которым в установленном порядке заключен договор о развитии застроенной территории;
  3. гражданам для целей не связанных со строительством.

Указанные выше обладатели права постоянного бессрочного пользования и собственники объектов капитального строительства вправе по собственному усмотрению требовать предоставления земельного участка не в собственность, а в аренду.

Вопрос приобретения данными лицами земельного участка на праве собственности или аренды зависит от целей оформления земельных отношений и фактических обстоятельств землепользования.

Необходимо учитывать, что земельные участки из государственной и муниципальной собственности не могут быть предоставлены в собственность граждан и коммерческих организаций в следующих случаях, установленных федеральным законодательством:

Вместе с тем, в тех случаях, когда земельный участок может быть приватизирован, его покупатель приобретает следующие преимущества.

  1. Собственник земельного участка одновременно приобретает права владения, пользования и распоряжения этим участком, Вложение средств в недвижимость (земельный участок) является их выгодной капитализацией и дает право собственнику такой недвижимости в любой момент продать, заложить или иным образом распорядиться ею, получив материальную выгоду.
  2. Для собственника земельного участка существенно упрощается процедура легализации объектов самовольного строительства.
  3. В отдельных случаях выкуп земельного участка, находящего в государственной или муниципальной собственности, может быть произведен по льготным ценам, в несколько раз дешевле его рыночной стоимости.

Таким образом, приобретение земельных участков из государственной и муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц – сложный организационно-правовой процесс, требующий координирования со стороны профессиональных юристов.

Правовой центр «Два М» предлагает следующие организационно-правовые и консультационные услуги по юридическому сопровождению выкупа (приватизации) земельных участков:

  • консультирование (как в устном, так и письменном виде) по правовым вопросам, связанным с выкупом земельных участков;
  • определение правового статуса земельного участка на предмет наличия оснований для отказа в его выкупе, а также ограничений в его использовании в хозяйственной деятельности, основанные на анализе соответствующих градостроительных регламентов;
  • проведение анализа возможности приобретения права собственности на земельные участки;
  • разработка организационно-правовых схем выкупа земельных участков;
  • полное юридическое сопровождение выкупа земельных участков;
  • представление интересов граждан и юридических лиц в судах различных инстанций.
В начало страницыПерейти на главную
Подготовка правового заключения по градостроительным и земельным вопросам 

По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефонам:

  • (495) 225-74-27
  • (495) 225-74-28
  • (495) 225-77-83

или по e-mail: margolin@2m.ru