Изменение вида разрешенного использования земельного участка

до принятия правил землепользования и застройки.

В некоторых ситуациях у правообладателя земельного участка возникает необходимость изменить вид разрешенного использования земельного участка для осуществления на участке строительства объектов недвижимого имущества с иным функциональным назначением либо в связи с необходимостью изменения функционального назначения уже существующих объектов.


Для получения актуальной информации перейдите на обновляемую версию сайта или свяжитесь с нами по телефону

Изменение вида разрешенного использования земельного участка до принятия правил землепользования и застройки

В некоторых ситуациях у правообладателя земельного участка возникает необходимость изменить вид разрешенного использования земельного участка для осуществления на участке строительства объектов недвижимого имущества с иным функциональным назначением либо в связи с необходимостью изменения функционального назначения уже существующих объектов.

До принятия Правил землепользования и застройки действует следующий общий порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка, который, в свою очередь, имеет ряд изъятий и исключений.

Общий порядок заключается в следующем.

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка в обязательном порядке проводятся публичные слушания.

Публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах административной единицы, в границах которой расположен земельный участок, применительно к которому изменяется вид разрешенного использование.

В случае если «новый» вид использования земельного участка может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

На основании решения главы муниципального района или городского округа, на территории которого расположен земельный участок, создается комиссия, которая направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, вид разрешенного использования участка которого меняется, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с «изменяемым» земельным участком и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица об изменении вида разрешенного использования.

Участники публичных слушаний вправе представить комиссии свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.

Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и может размещаться на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет".

Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций об изменении вида разрешенного использования либо об отказе в изменении с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (главе городского округа).

На основании указанных рекомендаций глава местной администрации (глава городского округа) в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение об изменении вида разрешенного использования или об отказе в изменении.

Принятое решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка является основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимого имущества, после чего соответствующие изменения о виде разрешенного использования земельного участка должны быть внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При принятии решения об инициировании процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка необходимо иметь в виду, что данные действия для органа местного самоуправления являются не обязанностью, а правом, к реализации которого орган местного самоуправления не может быть понужден, в том числе в судебном порядке.

Действующий в настоящее время порядок изменения вида разрешенного использования не применяется в следующих случаях:

  1. для населенного пункта, где находится участок, приняты Правила землепользования и застройки(см. подробнее здесь);
  2. изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования, предусматривающий жилищное строительство.

    Данная норма была принята в целях предотвращения «точечной» застройки в населенных пунктах и по существу делает невозможной произвольное изменение вида разрешенного использования участка на «жилищное строительство» до утверждения Правил землепользования и застройки;

  3. в отношении территории, на которой находится земельный участок, принят проект планировки территории.

    В этом случае действуют правила, установленные для изменения вида разрешенного использования при принятых Правилах землепользования и застройки.

    То есть, правообладатель земельного участка вправе изменить один вид разрешенного использования на другой вид разрешенного использования, установленный проектом планировки территории для данного участка, без проведения публичных слушаний.

  4. до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ был изменен разрешенный вид использования объекта капитального строительства на участке, а вид разрешенного использования самого участка изменен не был.

    В этом случае правообладатель земельного участка вправе привести вид разрешенного использования участка в соответствие с видом разрешенного использования объекта капитального строительства, изменив текущее разрешенное использование участка на соответствующее виду использования участка без проведения публичных слушаний.

Что касается иных случаев изменения вида разрешенного использования земельных участков согласно действующим правилам любое изменение вида разрешенного использования, независимо от того, кем оно инициировано, должно проходить через указанную выше процедуру публичных слушаний и согласований. Это, в частности, защищает права землепользователей от необоснованного «сужения» вида разрешенного использования земельного участка при его предоставлении в собственность по льготной цене, которое нередко имеет место, в частности, в городе Москве.

После принятия Правил землепользования и застройки (что по всей России должно состояться не позднее 01.01.2012, а в отдельных населенных пунктах уже произошло) указанный выше порядок изменения вида разрешенного использования, загруженный сложными административными процедурами, действовать не будет.

Особый порядок изменения вида разрешенного использования действует применительно к землям сельскохозяйственного назначения, в том числе в случаях изменения вида разрешенного использования для целей, предусматривающих жилищное строительство.

В начало страницыПерейти на главную
Подготовка правового заключения по градостроительным и земельным вопросам 

По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефонам:

  • (495) 225-74-27
  • (495) 225-74-28
  • (495) 225-77-83

или по e-mail: margolin@2m.ru